Джон Фаулз. Коллекционер. Аннотация к книге

Только что дочитал «Коллекционера» Джона Фаулза. И, наверное, не стоило бы вот так – сразу – браться за аннотацию (правильнее было бы немного «переварить», а уж потом пытаться рассказать о книге), но очень уж хочется обсудить с кем-нибудь роман, а никого рядом нет.

Так что начнем. Во-первых, весьма и весьма неожиданно. Во мне, как в обывателе, выработалось особое отношение к классике (а Джон Фаулз, бесспорно, является классиком), что это нудно, скучно и слишком уж заковыристо. И хотя теперь я нередко (почти всегда) убеждаюсь в обратном, все равно в первую очередь кажется почему-то так (скорее всего, подобным отношением к классике мы обязаны школе, но сейчас не время в этом разбираться, так что просто примем это за данность). Фаулз оказался совсем не таким. Буквально с первых же слов я легко погрузился в чтение, и уж до самого финала не мог оторваться от книги. Причем изначально книга показалась даже слишком уж простой (это потом уж понятно, что данное упрощение языка автор применяет специально, чтобы отразить внутренний мир героя книги).

Во-вторых, книга на удивление «актуальна» даже на сегодняшний день (просто для сведения – «Коллекционер» был написан Фаулзом в 1963 году). Все философские проблемы (даже злободневные) как будто списаны с нашей современности. Все, чем живут герои романа Фаулза, чего боятся, чему надеются, что любят, а что раздражает и вызывает ненависть – всем этим живет и наш с вами современник (и, наверняка, этим же жили и наши предки, и будут жить наши потомки (ближайшие и ту и в другую сторону уж точно), и, может быть, в этом и заключается секрет классики высшей пробы). И это сыграло немаловажную роль в том, что роман так легко читается.

В-третьих (и, может быть, это самое важное), это умение автора очень просто рассказать о самых сложных вещах. Причем каждая проблема рассматривается с двух позиций (как минимум). В обычном диалоге или в своих размышлениях герои затрагивают «вечные темы», примеряют их на себя и делают (по возможности) выводы. И может быть эти выводы не очень-то и правильные, однако даже эта неправильность дает пищу для размышлений, тем более важно и то, что подобных (неправильных) взглядов в нашем мире случается достаточно много. И в контексте личного мира героев «вечные темы» приобретают совсем иное освещение. Но вот это человеческое восприятие проблемы как-то делает понятным то, о чем обычно весьма непонятно говорят философы.

Однако книга вовсе на так уж проста, как это может показаться из вышесказанного. Просто Фаулз умело выражает глобальное через обыкновенно-человеческое, так что все становится просто и понятно (что автоматически подтверждает гениальность Джона Фаулза). На самом же деле автор рассуждает о весьма и весьма сложных вещах (к размышлению о которых я наверняка вернусь еще, позже, когда уляжется эмоциональный всплеск от только что прочитанной книги).

Теперь же перехожу непосредственно к роману «Коллекционер».

Внешне сюжет тоже довольно прост. Один совершенно обыкновенный человек случайно выигрывает в лотерею немалое количество денег, что освобождает его от работы и превращает в богатого бездельника. В остальном же этот человек ничем не отличается от того большинства людей, какие проживают на нашей планете, причем представляет ее самую обыкновенную серую обывательскую (мещанскую) часть. В его жизни ничего нет, кроме жалости к себе и обиды на весь мир, но вот оправдано ли подобное отношение к жизни? (Впрочем, это один из основных вопросов романа, и автор ответа на этот вопрос так и не дает, оставляя это на усмотрение читателя.) Однако в жизни этого человека есть нечто, что не является серым. Это его любовь. Но эта любовь ведет его странными дорогами (в немалой степени все это происходит благодаря деньгам и обилию свободного времени), так что в итоге герой романа похищает ту, кого он любит и запирает ее в подвале собственного дома, почему-то надеясь, что она все поймет, простит и полюбит его, узнав, как он ее любит.

Но что есть на самом деле любовь? Точнее, что значит любовь для этого конкретного человека? Он - коллекционер. Он ловит бабочек, умерщвляет их и насаживает на булавку, чтобы в одиночестве наслаждаться их красотой. Вечно. Это единственное, что доставляет ему удовольствие. Как хороший коллекционер, он видит красоту, умеет за ней охотится, и жаждет этой красотой обладать. И умеет добиваться желаемого. А что об этом думает сама бабочка, ему, коллекционеру, даже не приходит в голову. Можно ли назвать подобные чувства любовью?

Но это лишь половина романа. Вторая часть – это дневник похищенной, где она рассказывает о своем взгляде на подобное выражение любви. Девушка эта необычайно красива, но не той телесной красотой, которой обладает каждая молодая девушка, а внутренней красотой – жаждой жизни, познания, творческой энергии. Я даже не знаю, как об этом рассказать, но кто встречал подобных женщин в своей жизни (о, счастливцы), тот поймет. Эта девушка – талантливый художник, и жизнь ее наполнена светом, творчеством, молодостью и интересными людьми. И вот она оказывается запертой в в темном подвале, похищенная неизвестно кем и непонятно зачем. Скоро она узнает своего похитителя. Он – коллекционер, и для него она лишь очередная красивая бабочка, которую он поймал и теперь никогда и ни за что не выпустит, чтобы она всегда была рядом.

Предыстория романа примерно такова. Но вот как именно все изложил (в этом-то вся и соль) Джон Фаулз, лучше узнать непосредственно из романа «Коллекционер», одного из самых лучших и удивительных романов XX века.

Другие аннотации:

Желязны (Зелазни) Роджер. Остров мертвых. Аннотация к книге

Герман Гессе. Степной волк. Аннотация к книге

Марк С. Хуберат. Ты веенулся, Снеоог… Аннотация к рассказу

Святослав Логинов. Свет в окошке. Аннотация к книге

Фрэнк Герберт. Дюна. Аннотация к книге

Производство и продажа профнастила, металлочерепицы, евроштакетника.