Чайна Мьевиль. Вокзал потерянных снов. Аннотация к книге

Первая прочитанная мною книга у Мьевиля – «Крысиный король» - меня совсем не впечатлила. Точнее, книга не показалась мне чем-то выходящим из ряда вон.

Поэтому, когда мне вручили два толстенных талмуда – «Вокзал потерянных снов» и продолжение - «Шрам», я скептически глянул на книги, но решил все-таки взять.

А теперь чуть-чуть о том, кто такой Чайна Мьевиль. Биографию этого автора я пересказывать не буду, можете ее сами найти в Сети, если интересно. Я расскажу о том, что для меня лично означает имя Чайна Мьевиль. Меня он привлек прежде всего тем, что необычное имя подарили ему родители-хиппи (они всех своих детей назвали по странам мира, шутники). Потом Мьевиль – поклонник Говарда Лавкрафта (и я, конечно же, тоже). Еще свой жанр он сам определяет как «странная фантастика» (заинтересовало). Ну и последнее – он британец (тут уж я думаю и пояснять нечего). Вот примерно и все.

Конечно же, я заинтересовался «Крысиным королем», особенно когда в аннотации к этой книге было указано – «мистический ужас». Но никакого особого эффекта «Крысиный король» на меня не произвел (не Лавкрафт). Кроме разве что весьма стильных описаний самого Лондона.

Но забудем о «Короле» и перейдем к «Вокзалу».

Итак, мне выдали две толстенных книжки. Я принес их домой, открыл «Вокзал потерянных снов» и стал читать аннотацию к этому произведению. И тут же споткнулся на словах «стим-панк», а потом и на «продолжатель дела Стерлинга и Гибсона».

«Сволочи», - подумал я и понял, что придется мне читать «Вокзал потерянных снов». Ну как иначе – эти составители аннотации воспользовались запрещенным приемом.

Сразу нужно сказать, что Чайна Мьевиль разгоняется очень долго – его миры невероятно сложны, но автор заинтересован в том, чтобы читатель наглядно представил себе этот мир. Поэтому начало книги муторно и изобилует подробностями (порой может быть излишними).

Честно скажу – первую часть книги Мьевиля я читал долго. Описанный автором мир выстраивался во мне по кирпичику, но в итоге я получил столь живой и богатый фантастический мир, что он еще долго преследовал меня во снах (сны, кстати, тут очень важны, это не менее важный персонаж книги). Второе – Мьевиль не ограничивается лишь главными героями, даже второстепенных персонажей он подает детально и со вкусом. Так что даже не сразу поймешь, что эти герои второстепенны. Третье – исходя из начала произведения совершенно не определишь, каков будет финал.

Вторую же часть «Вокзала потерянных снов» я проглотил буквально в сутки. Меня невозможно было оторвать от книги. Интрига скрутила меня, и я не мог ни есть, ни спать, ни делать что-либо иное. Я читал. А еще точнее – я жил. Я обитал в том мире, в который погрузил меня автор, и выбраться из него не было ни сил, ни желания. Я страдал вместе с героями, я решал их проблемы, я одновременно был героем произведения, и сюрреальным городом, где жил герой, его друзьями и врагами, я был целой вселенной.

И в этой вселенной было все – странные жукоголовые существа, пауки, которые умеют плести ткань мироздания, искусственный интеллект, осознавший себя разумным, и нечто, что питается человеческими снами. А еще у этой вселенной была история, уходящая вглубь веков, и каждая ее страница скрывала тайны (которые автор так и не раскрыл).

Однако этим Мьевиль решил не ограничиваться. Помимо всего вышесказанного, автор создает целое философское направление, идею фикс, вечный движитель, настоящий философский камень – «теорию кризиса», источник энергии, заключающий в себе больше, чем он есть на самом деле. Но… даже не буду и пытаться пересказать эту теорию, боюсь мне это не по силам.

О, как же я не хотел, чтобы книга подошла к финалу, и в то же время жаждал узнать, чем же все закончится!

А потом… меня выкинули. Выжали, съели и выбросили за ненадобностью. Книга закончилась и я умер, а моя бренная душа вернулась в этот скучный грошовый мир, который никогда не сравнится с удивительным миром, который создал Чайна Мьевиль, человек и Бог в одном лице.

Я выдохнул, отложил книгу и мой жаждущий взгляд обратился на полку, где ждал меня «Шрам», следующая книга Чайны Мьевиля, с тем же миром, но совсем другой историей.

Другие аннотации:

 ◊ Чак Паланик. Дневник. Аннотация к книге

 ◊ Барон Олшеври. Вампиры. Аннотация к книге

 ◊ Святослав Логинов. Свет в окошке. Аннотация к книге

 ◊ Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Аннотация к книге