Роджер Желязны. Остров мертвых. Аннотация к книге

«Остров мертвых» Роджера Желязны, по моему скромному мнению, одна из самых философских книг у этого автора. И одна из самых моих любимых.

Хотя, конечно же, романы Желязны всегда насыщены великолепными (понятными и, что важно, не особо мудреными) философскими идеями, многие из которых не уступают идеям великих философских умов.

Чего, например, стоит одна только идея о Великом Дереве (точнее, о Великом Денежном Дереве), которая мелькает среди основного сюжета «Острова мертвых». Или емкое, но весьма содержательное размышление главного героя о представителях определенной сферы жизни человеческого общества, которое герой романа именует «униформой» (цитата: «Как было бы хорошо, если бы мы все одели униформу. Мы бы тогда всегда улыбались друг другу»). Я уж не говорю о поэтичной и красивой философской идее, именуемой «бухтой Токио».

Я бы мог Вам изложить основы этой философских взглядов, но, боюсь, без контекста великолепных фантастических декораций, да еще в моем посредственном изложении, они будут смотреться довольно бледно и не произведут должного эффекта (но если я Вас заинтересовал, то о философском размышлении о бухте Токио Вы сможете узнать на самой первой же странице романа «Остров Мертвых»).

Но и не рассказать ничего с моей стороны было совсем не лояльно. Поэтому позволю себе кратко рассказать о бухте Токио. В конце ХХ века некто Френсис Сэндоу (герой романа «Остров Мертвых») был в Японии, и наблюдал своими глазами бухту Токио. Грязная вода бухты выбрасывала на берег самые разнообразные предметы, и чего там только нельзя было встретить. Роджер Желязны (а точнее его герой) сравнивает берег бухты с человеческой жизнью, куда бесконечное море (что символизирует наверное неисчерпаемые капризы судьбы) выбрасывает самые разные вещи, некоторые из которых оказываются ценными, другие вообще ничего не значат, а что-то может быть и смертельно опасным. Но уже следующая волна уносит назад то, что выбросила на берег, как и судьба забирает тех, с кем нас ранее столкнула. Но что если однажды некая вещь, выброшенная на берег и опять унесенная в безвестные глубины моря, вновь окажется на том же берегу? А ведь такое вполне может случиться. И даже наверняка случается, хоть и весьма редко. Вот что такое бухта Токио.

Тех же, кто не особо любит все эти «заумствования», хочу предупредить, чтобы не пугались. Все философские изыски Желязны так органично вписаны в сюжет, что они никоим образом не мешают наслаждаться увлекательным чтением.

Теперь же о том, что вообще представляет из себя роман «Остров мертвых». Главный герой Френсис Сэндоу волею случая оказывается самым старым живым человеком во вселенной (множество раз он отправлялся в космические путешествия, где был заморожен на целый век, а то и больше). Можно сказать, что с помощью этих путешествий Сэндоу, человек из ХХ века, не только пересек пространство, но и далеко заплыл в реку времени, в итоге оказавшись в веке ХХХVIII. К тому же Сэндоу является еще и единственным землянином, обученным самой древней и мудрой расой во вселенной - пейенами, и вследствие этого обладает особой магической силой, благодаря которой он может создавать миры. И, как следствие последнего, Сэндоу является одним из самых богатых существ в космическом содружестве.

Сам же Остров Мертвых – это действительно остров, и находится он на созданной Сэндоу планете Иллирия – одно из самых его любимых мест. Но Остров мертвых в то же время намного больше, чем просто остров, ведь он также является частью сложных религиозных верований пейенов.

И вот однажды Сэндоу узнает, что он стал мишенью ужасной мести, и мстителем выступает один из пейенов (а к мести эта раса относится особо щепетильно: месть пейена может готовиться в течение многих веков, и жертва этой мести должна испытать столько мук, что будет жаждать смерти, как избавления), обладающий той же магической силой, что и Сэндоу. Причем пейенские боги, которым обязаны своей магической силой Сэндоу и его мститель, являются двумя старейшими врагами. К тому же пейен-мститель зачем-то вызвал из небытия всех умерших друзей, возлюбленных и врагов Сэндоу (вот почему Сэндоу вспоминает бухту Токио, которая вдруг второй раз вернула на берег то, что однажды уже было вынесено из моря и позже забранное назад). Да и место для исполнения мести выбрано ни какое иное, как любимый творцом Остров Мертвых.

В итоге Сэндоу отправляется на Остров Мертвых, прямо в заготовленную ловушку…

Чем все это закончится, я, конечно же, рассказывать не буду, но могу предупредить, что читателя ожидает множество неожиданных событий, которые перевернут сюжет романа с ног на голову. Хотя об этом, наверное, и не нужно рассказывать - те кто знаком с Роджером Желязны (или Зелазни, если Вам так привычнее) не понаслышке, знают, сколь лихо автор (создатель таких умопомрачительных романов как «Хроники Эмбера (Амбера)», «Бог Света», «Бессмертный» и множества других) может закрутить сюжет.

Однако кому-то книга вполне может показаться слабой (по сравнению, конечно же, с другими культовыми романами Желязны), так как особо сложных трюков Роджер Желязны в романе «Остров мертвых» не выделывает. Но при этой внешней простоте повествования философская идея столь глубока, что она, я уверен, многих заставит задуматься о том, чем же на самом деле является наша человеческая жизнь, и может быть даже наведет на мысль пересмотреть свои взгляды относительно некоторых вещей (и людей), которые, прихотью судьбы, оказались выброшены на берег нашей жизни.

Другие аннотации:

 ◊ Герман Гессе. Степной волк. Аннотация к книге

 ◊ Марк С. Хуберат. Ты веенулся, Снеоог… Аннотация к рассказу

 ◊ Ричард Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. Аннотация к книге

 ◊ Роберт Хайнлайн. Дверь в лето. Аннотация к книге

 ◊ Фрэнк Герберт. Дюна. Аннотация к книге